Закон есть закон

В Центральном районе прошел рейд, во время которого представители прокуратуры и комиссии по делам несовершеннолетних выявляли нарушителей закона о торговли. Вернее, той его части, где говорится о запрете продажа алкоголя несовершеннолетним. Многих удалось поймать за руку.
Круглосуточный магазин на улице Рубинштейна. Где-то недалеко от этого места жил Довлатов и, говорят, до сих пор живет «знаток» Друзь. Перед магазином стоят представители прокуратуры, милиции, администрации района и журналисты. Все замерли в ожидании, молчат и внимательно смотрят на двери магазина. Всех волнует только один вопрос: «продадут или не продадут»? Через тридцать секунд двери магазина открываются, оттуда выходит подросток с виноватым лицом. Подходит к ожидающим. «Не продали», — говорит он, словно извиняясь. «Жаль, — вздыхает прокурор, — едем дальше».
Ничего удивительного в такой картине нет. В районе проходит рейд по местам торговли с целью выявить недобросовестных продавцов. Тех, кто, призрев стыд, страх, а также закон Санкт-Петербурга продает несовершеннолетним алкоголь. Но работники магазина на улице Рубинштейна оказались не из таких. Несмотря на то, что главе района жители не так давно жаловались именно на этот магазин, молодому человеку отказали. «Может, у них продавец сменился, — размышляет секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Резеда Шадрина, — а может, это свидетельство хорошей профилактической работы со стороны контролирующих органов… Кто знает…» Резеда Геннадьевна рассказывает, что в таких рейдах раз на раз не приходится. «Мы ездили на прошлой неделе, — говорит она, — так пришлось объехать четырнадцать мест, пока нашли нарушителей. В одном магазине на ребят просто накричали. Вам, говорят, молоко пить надо и на уроках сидеть, а не пиво пить! А что? Это правильный подход. Все бы так…»
Но так, увы, не все. Мы садимся в видавшую виды «Газель» и перемещаемся в следующую точку на Загородный проспект. Специалистам к этой машине не привыкать. В рейды здесь выезжают едва ли не каждую неделю. Резеда Шадрина вспоминает о недавней поездке по компьютерным клубам. В одном из них в ночное время задержали троих двенадцатилетних. Сами дети проживают в Калининском районе, а играть в «стрелялки» приезжают в центр. Теперь их родители заплатят штраф. Как и владелец заведения, пустивший несовершеннолетних на свой порог в неурочный час. Причем, он вынужден будет заплатить в казну по пять тысяч с каждого пойманного ребенка.
Подъезжаем к другому месту. Исполняющий роль подставного подростка ученик восьмого класса Никита делится своими представлениями о покупке спиртного. «В этом магазине пиво не продают. Я проверял», — говорит он. «А вдруг?», — спрашивает прокурор. Инспектор достает из кошелька пятисотрублевку и протягивает подростку. «Только чек не забудь», — напутствует она. Никита вновь уходит, а все остальные остаются ждать снаружи. Подросток тоже стоит на карандаше у комиссии по делам несовершеннолетних. На вопрос, почему он согласился сыграть столь необычную роль, он ответил просто: «предложили, вот и согласился».
Три минуты спустя он выходит, прижимая к груди бутылку шампанского. «Эстетичная покупка», — перемигиваются довольные журналисты. Получив неопровержимые доказательства нарушения закона, в магазин входит прокурор. Ровно половину магазина занимают стойки с алкоголем. Продавщица, завидев синюю форму и телекамеры, меняется в лице.
— Знаете, что продавать спиртные напитки подросткам нельзя? – спрашивает прокурор.
— Так как же? Разве он подросток? Вон какой вымахал! – размахивает руками молоденькая, светлая продавщица, — я думала ему уже лет двадцать!
— А паспорт вы спросили? Ему еще и шестнадцати нет…
Спорить бесполезно и продавщица, соглашается. Ей теперь тоже грозит штраф. Правда, не такой большой, как людям из компьютерного клуба. «Будем направлять дела в Роспотребнадзор, и там уже будут выносить решение о штрафе, — говорит Резеда. – Закон есть закон, его нужно соблюдать. Увы, у нас с этим пока что не все так гладко, как хотелось. Но мы будем с такими проявлениями бороться».
Единственное, чего не поняли по окончанию рейда журналисты – куда же девалось шампанское?

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.