Государство в государстве

12 марта в шести образовательных учреждениях Фрунзенского района будет не совсем обычным днем. В пятницу здесь пройдут первые выборы президентов школ или глав школьных советов. В отделе образования решили развивать ученическое самоуправление, справедливо полагая, что дети могут сами участвовать в принятии важных школьных решений, вплоть до учебного процесса. Но – под строгим руководством взрослых.
Коридоры школы № 303 на Пражской улице увешаны плакатами кандидатов в президенты образовательного учреждения. Кто-то, подражая первым лицам государства, позирует на фоне триколора, кто-то наоборот пытается завоевать сердца избирателей, делая акцент на имидже «своего в доску парня». В одном из классов сидят ученики и негромко переговариваются. Здесь должны состояться первые в истории школы дебаты. Кандидаты будут представлять свою программу, рассказывать о себе — в общем, делать все то, чем обычно занимаются политики накануне плебисцитов.

Выборы – дело для школы новое, поэтому заняты далеко не все стулья. Однако пришедшие сюда вовсе не стесняются, тянут руки, задают кандидатам вопросы, иногда довольно неожиданные. Кандидатам приходится понервничать. Однако они с честью выходят из всех сложных ситуаций. Видно, что разговаривать с аудиторией им нравится. Как и любым настоящим политикам. «Предвыборная кампания началась 4 марта, — рассказывает одна из кандидатов Дарья Курчавая. – И все, что здесь происходит для меня ново и очень интересно. Конечно, я сильно переживаю, но это стоит того. Ведь я пошла на эти выборы с одной единственной целью – сделать жизнь школьников лучше. И если я стану президентом, то этого добьюсь».
Точно так же говорят и остальные кандидаты. Всего в школе №303 на выборы идут шесть человек, четыре парня и две девушки. Причем, трое молодых людей представляют один класс. Интересно также, что четверо претендентов на президентскую парту, если такая есть, представляют десятый класс, а двое — восьмой. По словам ученика 10 «А» класса Артема Гриневича, участие в предвыборной гонке его с одноклассниками не рассорит. «Мы наоборот друг друга поддерживаем, — говорит он, — интересуемся, что да как. Конечно, хочется победить, но если выиграет кто-то из других ребят, я не сильно расстроюсь. В конце концов, у нас очень дружный класс, и парни, я уверен, порадуются за меня».
К своему делу кандидаты подходят предельно серьезно. Недаром на выступлении все одеты в строгие костюмы, на лицах нет улыбок, наоборот — полная сосредоточенность. Агитация, по словам участников выборов, ведется в правовом поле. Черные пиар-технологии школу обходят стороной. В это охотно верится до тех пор, пока не видишь, что один из кандидатов занимается боксом, а на листовке другого есть недвусмысленная надпись: «Не слушайте боксеров!» Впрочем, все подходят к созданию агиток с юношеской непосредственностью. «Мои проблемы с физикой, — написано в листовке одного из кандидатов, — не должны помешать мне стать президентом!»
Программы также у всех разные, поэтому избирателям придется поломать голову. Гриневич предлагает создать страничку «В контакте», где будет размещаться вся актуальная информация, Елена Дриган собирается сфокусироваться на безопасности в школе и организовать спортивные праздники, Анатолий Николаев планирует ввести в образовательном учреждении форму, а Дарья Курчавая – школьное телевидение.
Должность президента, по словам взрослых не будет, как в Германии, номинальной. Все по-честному, и президент, а вместе с ним и ученический совет, получит много полномочий. Скажем, введение школьной формы может отойти в компетенцию учеников. Правда, все свои решения они будут претворять в жизнь под строгим контролем взрослых: «Члены совета старшеклассников обязательно будут входить в совет школы и иметь там право голоса, — рассказывает главный специалист отдела образования Надежда Махрова, – влиять они смогут не только на то, куда им отправиться на экскурсию, но и на гораздо более существенные вопросы. Учебный процесс — не исключение».
По словам директора школы Александры Виноградовой, соуправление (не путать с самоуправлением) в школе существует уже достаточно давно. Актив ребят участвует в обсуждении многих важных решений. Но теперь пришла пора переходить на новый уровень. К этому готовы и педагоги, и ученики. «Делегирование полномочий от администрации учебного учреждения к ребенку – это признак демократии, — говорит директор. – Школа – это государство в государстве, и у нас не монархия, а демократическая республика».
В отделе образования не скрывают, что хотели бы в будущем видеть ученические советы в каждой школе. «Такой задачи перед нами не стоит, ведь инициатива должна идти снизу, от самих ребят, — говорит Надежда Махрова, — но это может сработать, почему бы нет?»

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.