Интервью ко Дню учителя

Светлана Лисанюк: «Ни секунды не жалела, что выбрала такую профессию – учитель»

Накануне Дня учителя мы поговорили со Светланой Викторовной Лисанюк, победителем конкурса Правительства Санкт-Петербурга «Лучший классный руководитель».

«Не секрет, что многие дети, когда приходят в школу, начинают играть в учителей. Вот и я: играла, играла, а в итоге стала профессиональным педагогом. Я мечтала о такой работе всю жизнь, и мне даже выбирать не пришлось. Просто не было перед глазами сопоставимой альтернативы. Многие меня отговаривали поступать в РГПУ имени Герцена. Я их не послушалась и правильно сделала. У меня за плечами двадцать восемь лет стажа, и ни секунды я не жалела о том, что стала учителем».

«Я помню многих своих педагогов до сих пор. Да и как их не помнить? Я училась в этой же школе с 5-го класса. Потом пришла сюда работать, не сразу после института, но достаточно скоро. Некоторые учителя когда-то занимались со мной, а позже – уже с моими детьми. Конечно, многие из них на меня повлияли. Я смотрела на них, училась. Перед глазами у меня были хорошие примеры. Наверное, учителями не становятся те, кто в детстве столкнулся с плохими педагогами. Мне в этом смысле повезло. Жаль, конечно, что эти люди уходят. Вот и моя первая классная руководительница Татьяна Спиридоновна Кашина оставила нас в прошлом году. Весной».

«Всегда с удовольствием жду 1 сентября. День знаний в моей семье — это самый настоящий праздник, без всяких оговорок. Дети уже взрослые, но мы все равно собираемся и кушаем торт. День учителя на этом фоне немного меркнет. Но без сладкого не обходится и на нем».

«Свой первый урок я уже не помню. Как-то стерлось это из памяти. Осталось только сильнейшее волнение, которое я испытывала перед тем, как войти в класс. Но оно всегда присутствует. Перед началом учебного года я огромное количество нервов трачу. Так волнуюсь! Есть такое стихотворение: «Почему сегодня Петя просыпался десять раз». У меня то же самое. Вскакиваю среди ночи, думаю, что проспала торжественную линейку. Смотрю в окно – еще темно, успокаиваюсь. И так каждый год перед 1 сентября».

«Всегда скучаю по детям. Летом в отпуске часто думаю о школе. А самое приятное, когда во время каникул ученики встречают тебя случайно на улице, и ты видишь на их лицах искреннюю радость. От этого крылья за спиной вырастают».

«Свой прошлый класс я вела одиннадцать лет. Взяла детей первоклашками и выпустила год назад во-о-о-т такими высоченными. За эти годы они стали для меня родными. После третьего класса я должна была взять других детей, но для них не находилось классного руководителя. Я подхватила. Через год решила: ну все, хватит. Но, честно говоря, не хватило сил оставить их. Так и вела до выпуска».

«Самое главное качество учителя – доброта. Но нужно быть добрым в меру, не допускать сюсюканья и панибратства. Ведь это может повредить ребенку».

«У каждого возраста свои трудности. Бывает непросто в первом классе, когда ребенок только адаптируется к школе, при переходе в пятый класс, после тринадцати лет. А подготовка к экзаменам чего стоит! Приходится адаптироваться к каждому возрасту и подстраиваться под детей».

«Иногда ребенок не может что-то рассказать дома. Некоторым тяжело открыться родителям. Тогда он идет к классному руководителю. И мне необходимо быть немного психологом. Приходилось даже решать очень тяжелые проблемы. Слава Богу, все заканчивалось хорошо».

«Детям я говорю: вы у меня самые лучшие. Внушаю эту мысль с первого класса. Они действительно на многое способны, но когда хвалишь ребенка, силы удваиваются».

«Я стараюсь развивать в классе взаимовыручку. Один, допустим, разбирается в химии, другой – в литературе. Они помогают друг другу. Это полезно для коллектива».

«Учеба – это упорный труд. В моей практике были случае, когда очень одаренные дети, практически вундеркинды, снижали требовательность к себе и начинали получать четверки, а затем и тройки. Это очень прискорбно. С другой стороны, если стараться, можно добиться высоких результатов. Один мой ученик никак не мог «вылезти» из тройки по русскому. Я его успокаивала: не переживай, работай, и все придет. Действительно: он подтянулся, экзамен сдал на твердую четверку и теперь работает журналистом. Кстати, неплохим. А когда он был в восьмом классе в него уже никто не верил».

«Родители учатся вместе с детьми. Особенно в начальной школе. Учителя должны работать с родителями совместно, потому что по одиночке мы очень сильно ограничиваем наши возможности. Без нормального контакта хороших результатов не добиться. К счастью, проблем с взаимодействием у нас нет. Все приходят на родительские собрания и, более того, участвуют в школьной жизни. Делаем вместе праздники. Они иногда так вживаются в роль, что дети раскрывают своих мам и пап с другой стороны. Говорят: «я бы никогда и не подумал, что ты так можешь». Это очень хорошо».

«Наша задача – выпустить из школы социально адаптированных людей. Чтобы после выпуска они были готовы жить в нашем мире. Чтобы им было интересно чего-то добиваться. Для этого мы работаем».

«Дети сейчас более развитые. Они столько знают! Приходится и нам не ударять в грязь лицом. Быть в курсе всего, что происходит. А то иногда они задают такие вопросы, на которые не сразу найдешь ответ. Я тогда говорю: «Подожди. Я прочитаю про это и завтра расскажу».

«Детям нельзя врать».

«Меня в семье все хорошо понимают. У нас никогда не стоял остро вопрос проверки тетрадей по вечерам. Работа – это работа. Кроме того, дети часто были в школе рядом со мной, и прекрасно понимают, что такое быть учителем. Поддержка близких важна, и у меня, слава богу, она есть».

«Профессия учителя очень эмоционально затратная. Дома иногда хочется просто побыть в тишине. Хотя бы минут десять».

«Хобби – это моя семья. Муж, дети, собака – вот мои главные увлечения после работы. Я люблю ездить куда-то, путешествовать, и летом с радостью этим занимаюсь, обожаю читать. Но на первом месте у любого человека должна быть семья».

«Обычно дети дарят на День учителя какие-нибудь раскраски или рисунки. Они это от души делают, и это так приятно! Есть у меня один мальчик, Дима, он очень стеснительный, но к каждому празднику рисует мне на перемене цветочки, подходит ко мне, очень краснеет и говорит: «Это вам подарок, Светлана Викторовна». При этом такие чувства испытываешь, что их словами передать невозможно. Это лучшая награда учителю».

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.