«Люди стали читать на сорок процентов меньше»

На фоне падения интереса россиян к чтению продолжается модернизация библиотек Фрунзенского района. Мы поговорили с директором Централизованной библиотечной системы Юлией Кущенко о конкуренции с интернетом, электронных книгах и востребованной литературе.

Книги - не только источник знаний, но и опора

— Что собой представляет ЦБС имени Чехова?

— Централизованная библиотечная система Фрунзенского района сегодня состоит из тринадцати библиотек, из них шесть для взрослых, остальные – детские. Помимо информационно-библиотечного обслуживания, мы занимаемся культмассовой работой. В районе не так много учреждений культуры, поэтому библиотеки рассматриваются как культурно-досуговые центры. Я бы даже сказала, информационно-просветительские досуговые центры. Кроме того, в наших фондах хранятся не только книги. У нас много периодики, электронных изданий на DVD, аудиокниг. Есть даже фонд грампластинок, который, может быть, уже и не пользуется спросом, но является раритетом.

— Пластинки? Это интересно. Бывает, что их спрашивают?

— Редко, конечно. Ведь у многих даже аппаратуры не осталось, чтобы воспроизвести музыку с грампластинки. Да и, к тому же, проще какие-то песни найти в сети. Но у нас просто рука не поднимается, чтобы этот архив выбросить. Он нам дорог. Это такой памятник эпохи, и мы иногда используем пластинки для оформления экспозиций.

— Получается, современная библиотека – это далеко не только книгохранилище, верно?

— Да, ведь мы не можем себе позволить сегодня просто выдавать книги. Таковы требования времени. Наши посетители меняются, и мы меняемся вместе с ними. Например, одно время были востребованы сервисные услуги: ксерокопирование, сканирование, интернет. Сейчас жители пользуются ими все реже и реже. Теперь мы активно развиваем культурную составляющую. Организуем концерты, лекции, читательские конференции, проводим обзоры литературы, выставки. Я считаю, что сегодня существует дефицит культурных событий, особенно для детей. Кроме того, из-за дороговизны билетов у людей не всегда есть возможность сходить в театр или на выставку. Тут на помощь приходим мы. Наши культурные программы проходят в шаговой доступности и в выходные дни, чтобы люди не ехали в центр, а приходили к нам.

— Когда начался переход библиотек от классических функций, которые были распространены и в советское время, к современным, многопрофильным учреждениям?

— Это произошло в середине 90-х годов, когда стала появляться новая техника. До этого на протяжении почти десятилетия в стране был книжный бум. Читали все и читали много. В то время словно плотину прорвало, появилось много информации. Потом этот поток схлынул, и библиотеки стали искать себя. Появились компьютеры, электронные каталоги, сделанные по западному образцу, специальные библиотечные программы.
Конечно, тут надо отметить, что, по данным соцопросов, за последние десять лет жители нашей страны стали читать на сорок процентов меньше. И, наверное, это происходит не только потому, что мы деградируем, но и потому, что это естественный процесс. Ритм жизни убыстряется, люди получают информацию через интернет. Читать для души не всегда хватает времени.

— И интернет, наверное, отнимает у вас читателей.

— Сеть для нас, с одной стороны, большой помощник. С другой – конкурент. Не секрет, что в интернете много электронных книг на любой вкус, и их можно скачать бесплатно. Количество ридеров (устройств для чтения электронных книг – прим. ред.) постоянно растет. Посмотрите, в метро каждый третий человек читает электронную книгу, ведь это удобно.
Но мы себя рассматриваем как посредника между информацией и пользователем. Все больше убеждаемся на примере наших читателей, что разобраться в потоке информации не так просто. Особенно это касается детей. Многие сегодня просто не умеют ориентироваться в информационном потоке. Да в той же книге! Не все знают, например, что такое оглавление, как им пользоваться. Не знают даже методов поиска в том же интернете. Мы стараемся их этому научить. Я бы сказала, что библиотеки – проводники в мир знаний.

— А сколько человек пользуется услугами библиотек района?

— У нас шестьдесят пять тысяч зарегистрированных читателей. Порядка пятисот тридцати тысяч посещений в год. За этот период мы выдаем миллион двести документов.

— Немало. А есть среди ваших посетителей люди, которые приходят, чтобы просто посидеть в тишине, почитать, подумать?

— Не могу сказать, что их много, но у нас есть постоянные читатели, которые приходят на протяжении многих лет. Берут книги, просматривают журналы. Кроме того, в районе существует библиотека семейного чтения, и туда приходят уже представители трех поколений. Раньше бабушки там брали на дом Пушкина, а сейчас это делают их внуки.
Вообще, потребность людей в книге не исчезла. Кому-то интересно полистать красочные альбомы. Кому-то — редкие книги, которые в продаже не всем доступны. Кто-то приходит просто заниматься, ведь не у каждого есть возможность делать это дома. Кто-то устает на работе и заходит сюда перед ужином почитать. Для них это такой вид отдыха.
Кроме того, к нам приходят и за периодикой. Мы выписываем много газет и журналов. Некоторые читатели заглядывают почти каждый день за своими любимыми изданиями. Особенной популярностью пользуется спортивная тематика. За «Спорт-экспрессом» иногда выстраиваются очереди.

— Сколько вы закупаете книг? И как вообще происходит этот отбор?

— Мы изучаем читательский спрос. Кроме того, смотрим рейтинги. Пополняем фонды по самым разным направлениям: и художественную литературу закупаем, и техническую. Вообще, мы изучаем весь спектр интересов. Например, читаем в блогах, что говорят о той или иной книге. Всего в год приобретается от двадцати до тридцати тысяч книг. А в лучшие советские времена закупали до шестидесяти тысяч книг.

— А как часто книги списываются?

— По международным нормам, фонд должен обновляться на пятьдесят процентов каждые пять лет. На самом деле, в среднем, после пяти-шести прочтений книга приходит в негодность. Мы ее списываем. Книги должны иметь опрятный вид, поэтому мы стараемся избавляться от ветхих изданий. Внимательно следим за тем, чтобы читатели не вырезали страницы, хотя сейчас это происходит редко – все-таки есть возможность сфотографировать. Куда направляются книги после списания? Очень просто — сдаются в макулатуру.

— Какой жанр сегодня пользуется особой популярностью?

— Старшее поколение читает мемуарную литературу. Большой интерес возникает к классическим произведениям после очередной экранизации. Показали по телевизору «Братьев Карамазовых» — все пошли читать Достоевского. Никуда не делись детективы, фэнтези, любовные романы. Меня, например, радует, что молодежь читает серьезную, нестандартную литературу. В этом плане они очень требовательны. А хиты? Могу сказать, что очень популярны книги из серии «Метро».

— Есть ли в ваших фондах какие-нибудь особенные книги, гордость коллекции?

— Библиотеки района – универсальные, и наши фонды похожи. Хотя существует определенная специализация. Кто-то собирает философскую литературу, кто-то экологическую, кто-то техническую. Такая практика появилось с начала девяностых годов. Для нас же особую гордость составляют блокадные издания. Наша центральная библиотека имени Чехова, которая сейчас находится на улице Турку, открылась в 1943 году, еще во время войны, и собирала фонды из разных библиотек. И у нас даже есть книги, которые напечатаны в трудные блокадные годы. Это реликвия.

— Вопрос о будущем. Скоро ли можно будет по одному читательскому билету ходить во все библиотеки города?

— Несколько лет назад была создана программа модернизации библиотек Петербурга. Сначала центральные библиотеки каждого района оснастили локальными сетями и современным оборудованием. Теперь грядет второй этап. Каждая книга получит уникальный штрих-код. На входе в библиотеку установят противокражные ворота. То есть, возникнет система, чем-то похожая на книжный магазин. Только вы будете не платить деньги, а показывать свой билет. Ну и естественно он будет приниматься во всех библиотеках. Как скоро это случится? Думаю, нужно ориентироваться на 2013 — 2014 годы.

— Как будет в дальнейшем развиваться библиотечная система?

— Наши сервисы станут более удобными. Например, у нас создан портал общедоступных библиотек Петербурга. Он уже сейчас оказывает услуги, которых не было раньше. Можно получить любую справку библиографического характера, узнать, в какой библиотеке находится нужная книга. В скором времени на этом сайте можно будет бронировать книги. В библиотеке ее отложат специально для вас. Останется только зайти за ней в течение трех дней. Еще одно направление развития библиотечной системы — межбиблиотечный абонемент. Редкую книгу можно будет заказать в той библиотеке, где она хранится, и ее привезут в ближайшую к вам.

— Не могу не задать чисто теоретический вопрос. Сегодня наметилось противостояние между печатной и электронной литературой. Актуально ли оно для вас?

— Не могу сказать, что это противостояние. Скорее, речь идет о сосуществовании. Плюсы есть и у традиционных, и у современных носителей. Бумажные книги приятнее держать в руках. Электронные – проще хранить. Наверное, есть смысл перевести в электронный вид школьные учебники. Это важно с практической точки зрения – нужно облегчить портфель учащихся. Будущее у бумажных изданий, безусловно, есть. Возможно, они станут чем-то более элитарным, эксклюзивным, такие книги будут говорить об определенном статусе владельца. И уж точно никуда не исчезнут.

Антон РАТНИКОВ

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.