Ром и молния

В кино идет «Ромовый дневник» — робкая экранизация не самого лучшего романа Хантера Томпсона, основателя гонзо-журналистики и автора культовой книги «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

Ромовый дневник (Rum Diary,The)
Драма, США, 2011, 110 мин.
Режиссёр: Брюс Робинсон
В ролях: Эмбер Херд, Джованни Рибизи, Аарон Экхарт, Джонни Депп



1960 год. В Пуэро-Рико прилетает молодой, но уже потрепанный жизнью и алкоголем журналист с писательскими амбициями. У Пола Кемпа нет ничего, кроме двух незаконченных романов и поддельных рекомендаций. Это не мешает ему устроиться в местную газетенку, балансирующую на грани закрытия, поработать на пиарщика в исполнении подбородка Аарона Экхорта, влюбиться в его девушку, добившись, забегая вперед, ответного чувства, и найти свой стиль в журналистике и литературе. В качестве приложений фигурируют ром, петушиные бои, забавный фотограф, похожий на Винни-пуха, и спившийся журналист в исполнении как обычно переигрывающего Джованни Рибизи.

У «Ромового дневника» есть ровно две проблемы. Первая – тексты Хантера Томпсона с трудом поддаются экранизации, слишком уж много в них всего намешено. Вторая – если уж экранизировать Хантера, то нужно с головой погружаться в гонзобезумие, не останавливать фантазию и нестись сквозь нарко- и алкоджунгли. Именно так уже сделал в свое время Терри Гиллиам, создавший провальный с точки зрения проката, но ставший впоследствии культовым фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» с тем же Деппом. А вот если недобрать с погружением, фантазией и прочим, можно сесть в лужу. Такая участь постигла самую первую экранизацию текстов Томпсона – фильмом «Где бродит буйвол?» 1980 года (главную роль в той ленте, кстати, исполнил Билл Мюррей).

Режиссер «Ромового дневника» Брюс Робинсон очень старается не подражать Гиллиаму. Его желание так велико, что иногда происходящее начинает напоминать романтическую комедию со стандартным набором гэгов. Но пару раз его все-таки уносит. То шары для боулинга врезаются в стоящие рядами бутылки рома, то Кемпу мерещатся ящерообразные люди и говорящие крабы. Однако чаще лента держится в отведенных ей рамках. Все чинно и благородно. Никаких безумств. Ничего лишнего. Скучно.

Томпсон на момент написания «Дневника» еще слишком молод, а Депп на момент съемок фильма, пожалуй, уже слишком стар. Наблюдать за мотаниями главного героя вскоре становится неинтересно. Особой интриги в фильме нет, любовная линия банальна, приключения героев в общем-то довольно обыденны – подумаешь не заплатили в кафе и угодили за решетку, с кем не бывает?

Пожалуй, Робинсон – не самый блестящий режиссер (в его послужном списке четыре фильма, причем последний датирован 1992 годом), а первый роман Томпсона – далеко не самый удачный его текст. Недаром он был издан не сразу, а уже после того, как к автору пришел успех (издатели, так сказать, решили ковать железо, пока горячо). Вряд ли «Дневник» вообще был бы экранизирован, если бы не фанат Томпсона Джонни Депп, который мотался по Голливуду со сценарием в руках и старался найти студию, готовую вложить в это деньги. В итоге Депп вложился в производство сам. Что ж, после съемок в четвертых «Пиратах» он может себе это позволить.

К сожалению, как ни крути, Пол Кепм – это всего-навсего недоработанный Рауль Дюк – главный герой «Страха и Ненависти». А «Ромовый дневник» не иначе как набросок к главному томпсоновскому роману. В экранном варианте он представляется лишь подделкой. Как будто вместо ЛСД вам подсунули шкалик пуэрториканского рома из мини-бара. И то, и другое торкает. Но по-разному.

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.