Любовь к Раппопорт

В сети уже можно посмотреть «Два дня» — романтическую комедию с Раппопорт и Бондарчуком. Режиссеру Авдотье Смирновой удалось сделать хороший советский фильм про любовь. Ничего подобного в истории новейшего российского кинематографа, кажется, не было.

Два дня.
Романтическая комедия. Россия, 2011, 90 мин.
Режиссер: Авдотья Смирнова
В ролях: Федор Бондарчук, Ксения Раппопорт, Ирина Розанова, Ангелина Коршунова.



Сказка начинается с того, что в усадьбу-музей выдуманного классика отечественной литературы со смешной фамилией Щегловитый приезжают замминистра и губернатор. У чиновников есть хищный план: музей закрыть и в этом живописном месте построить что-то вроде министерской резиденции. Но хмурый замминистра с лицом Федора Бондарчука неожиданно для себя влюбляется в нервно-интеллигентную сотрудницу музея с лицом Ксении Раппопорт, размякает и принимается добиваться ее расположения. Понятно, что тут приходится выбирать между корпоративными интересами и интересами возлюбленной. Дело плавно двигается к хэппи-энду, который, кстати, хоть и присутствует, но носит достаточно условный характер.

Фильм Смирновой, конечно, не имеет ничего общего с реальностью. Но этим он и чудесен. Сказочность происходящего подчеркивается не только выдуманным писателем, в поместье которого разворачивается действо, но и, собственно, сюжетом. Сказка про влюбленного чиновника – это примерно как сказка про честного адвоката. Пора уже научно доказать, что чиновники не чувствуют любви, только нефть. Замминистра, со слезами на глазах спрашивающий у своей предельно циничной невестки: «Дорогая, а как же любовь?», существует только в народных преданиях, где-то между царем Додоном и Иванушкой-дурачком.

Жанр сказки про любовь, конечно, всегда актуален. Подобные фильмы в России снимают по несколько штук в год (можем вспомнить хотя бы недавние попытки переосмыслить наследие Рязанова). Но все подобные ленты вызывают в лучшем случае ощущение неловкости. В худшем – еще и вместе с изжогой. Удачных примеров почти нет. На ум приходит разве что вышедший сто лет назад «Питер FM», но он был слишком слащавый. Разница между фильмом Смирновой и прочими подобными кино российского периода – примерно как между старым «Служебным романом» и новоделом режиссера Андреасяна.

У нас, собираясь переносить на экран историю про любовь, почему-то ориентируются на голливудские романтические комедии, хотя жанр и за океаном переживает безусловный кризис. Смирнова первая поняла, что американские ромкомы на отечественной почве превращаются в что-то абсолютно непристойное. Поняла – и сделала прекрасную советскую комедию, выходящую из «Самой обаятельной и привлекательной», «Девчат» и прочих развлекательных фильмов о непростой женской доле, над которыми умилялись наши мамы.

Появление «Двух дней» можно посчитать позитивным знаком. В последние двадцать лет в России перестали снимать просто хорошие фильмы, а стараются сделать блокбастер, даже не задумываясь о значении этого слова. Попытка съемки блокбастера все больше напоминает охоту на единорога. Появляется какой-нибудь более-менее масштабный фильм, как все сразу начинают обсуждать, получилось ли сделать «как в Голливуде» или нет. Не получилось, по-моему, ни разу.

Но вся штука в том, что и не получится. Российский кинематограф принадлежит к абсолютно другой кинематографической традиции – советской и если говорит шире – европейской, которая строиться на других ценностях. В США создание фильма в подавляющем большинстве случаев — это попытка срубить бабла, в Европе – создать произведение искусства. Чем больше отечественных массовых фильмов (специально вынесем за скобки фестивальное кино, которое, как известно, не для всех) будет сниматься в советской традиции, тем более качественный продукт мы будем получать.

Впрочем, соглашусь, что сделать это сложно, учитывая, что даже президент Союза кинематографистов на старости лет принимается лепить голливудчину и выдвигает себя на «Оскар». Сложно, но, как показал опыт Смирновой, все-таки можно.

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.