Доктору Хаусу и не снилось

Спектакль «Записки провинциального врача», идущий в On театре на Жуковского – зрелище, конечно, специфическое, но обязательное к просмотру. Если, конечно, вы в принципе любите театр и испытываете хоть какие-то чувства, услышав слово «Россия».

Записки провинциального врача
Драма, комедия.
Елена Исаева
Постановка: Режиссерская лаборатория «On.Театр»
Режиссер: Андрей Корионов
В ролях: Василий Реутов, Светлана Ваганова, Максим Пахомов, Антон Гуляев, Денис Шибаев

Одним из главных действующих лиц спектакля является, как это ни странно, бревно


Немолодой, как говориться, поистершийся человек с неимоверно грустными глазами в течение полутора часов рассказывает истории из врачебной практики. Истории все как на подбор ужасающие. Тракторист напился и попал под колеса собственной машины, дочка восемь раз ударила ножом отца в спину, во время сложной операции по удалению язвы желудка в операционной гаснет свет, а запасного генератора нет. Ну и так далее. Каким-то удивительным образом спектакль балансирует между кровавым аттракционом и театром одного актера, между производственной комедией в духе «Интернов» и ужасающей чернухой, вроде балабановского «Груза 200». При этом оторваться от происходящего невозможно.

В спектакле есть такая реплика: «С каждым днем все хуже и хуже». Пожалуй, эту фразу можно было выбрать слоганом спектакля (если предположить, что у спектаклей бывают слоганы). Дальше действительно все хуже и хуже. Да, смешно, да забавно, но от всего этого веет такой беспросветностью, что самые впечатлительные могут, пожалуй, после спектакля пойти да повеситься. Потому что в какой-то момент становится понятно, театральная условность не усиливает, а наоборот смягчает эффект того ужаса, который обволакивает провинциальных докторов. Стоит только задуматься, с чем этим людям приходится сталкиваться в своей ежедневной практике, как желание смеяться пропадает даже на самых комичных моментах. Впрочем, во всех этих историях нет ничего нового. Мы, в общем-то, и без этого знали, что дела в медицине обстоят, мягко говоря, не очень. Но почему же эта постановка несколько лет собирает полные залы?

Жанр «докторской прозы» в России достаточно хорошо разработан. Далеко ходить не надо – Чехов и Булгаков в начале прошлого века сделали с ним то же, что в свое время сделал Достоевский с жанром прозы тюремной – ввели в литературу. Между двумя этими поджанрами можно провести самые явные параллели. И там, и там из распложающихся швов искусства проглядывает она: настоящая, грязная, некрасивая жизнь. Российская жизнь. Доктору Хаусу такая и не снилась. Но Булгаков (а спектакль произрастает корнями, прежде всего, из булгаковских «Записок юного врача» – там даже истории есть похожие) от нас далеко. Сто лет достаточно большой срок, чтобы смотреть на вещи отстраненно. Все эти люди, топтавшие землю при царе, вызывают у нас интерес схожий с интересом, который вызывают кости динозавров у хороших палеонтологов – и не более того. Но когда бездна разверзается прямо перед тобой, здесь уже не до методичных помахиваний кисточкой. Здесь на ум приходит только одна мысль: «Да неужели такое возможно». «Возможно, дружок, — говорят авторы спектакля, — и не такое…» И продолжают гнуть свою линию.

«Записки провинциального врача» — не производственная драма, спектакль перекидывает мостики в другие, куда более широкие области. Больница (вернее, больницы), в которых работает главный герой постановки – это, по сути, вся наша страна. Россия – она вот такая. Эта страна, в которой живут странные и сильно пьющие люди, в которой не хватает медикаментов, в которой в любой момент может отключиться электричество, в которой «с каждым днем все хуже и хуже». Россия – это страна усталых глаз. Глаз, смотрящих в никуда из под густых бровей. Потому что сил уже нет и надежда кончилась, а что будет дальше – неизвестно.

Но персонажи, населяющие эту пьесу, не ограничиваются сторонним наблюдением. Они действуют. Вырубается свет – работают при свете карманного фонарика, отсутствуют медикаменты – делают операцию без них. Хирурги режут и штопают, штопают и режут, несмотря ни на что. Поэтому я бы назвал «Записки» — самым патриотичным спектаклем, который мне приходилось видеть. Потому что работа в таких собачьих условиях – это и есть настоящий патриотизм, а все остальное не больше чем демонстрация мускулатуры и махание красивой тряпкой.

Хорошо, что нам иногда об этом напоминают.

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.

Доктору Хаусу и не снилось: 2 комментария

Обсуждение закрыто.