Каша из топора

У памятника Петру-плотнику (да в Петербурге есть и такой памятник) состоялся митинг (!), посвященный очередной годовщине получения царем первого в России сертификата о морском образовании. Было ветрено, дождливо и странно.

petr1.jpg

Новогодние каникулы вроде бы закончились, а в городе по-прежнему не хватает информационных поводов. На митинге, который в обычные дни вряд ли бы удостоился широкого внимания прессы, на этот раз было не протолкнуться. Фотографы и телеоператоры, тихо матерясь, оттаптывали друг дружке ноги, а пишущие журналисты взяли спикеров в плотное кольцо, кто-то даже умудрялся задавать вопросы откуда-то со спины… Такой вот диалог.

Патент корабельного плотника урядник Преображенского полка Пётр Михайлов (он же Петр Первый, он же Петр Романов и так далее) получил 15 января 1698 года в голландском городе Заандам. Памятник в честь этого события появился на Адмиралтейской набережной в начале двадцатого века. После революции праздник убрали с глаз долой (бывший император должен властно простирать руку, как на «Медном всаднике», а не тесать топором борта будущего ялика). Впрочем, копия осталась у голландцев — запасливые государственные мужи в 1911 году подарили реплику голландскому Заандаму. Во время празднования 300-летия Петербурга голландцы об этом вспомнили и подарили нам копию с копии. Такая вот историческая интрига.

Митинги на этом месте, говорят, проходят каждый год. Организатор – Фонд морского образования (при поддержке городских служб и комитетов, сказано в пресс-релизе). Ритуал устоявшийся: слова ведущего, краткие выступления почетных гостей, вручение кое-каких грамот судостроителям, возложение цветов к памятнику. Грамот в этот раз удостоились представители двух крупнейших компаний: Адмиралтейских и Северных верфей. Представителям, судя по их детским улыбкам, было лестно получить не только бумагу с гербовой печатью, но и символичные топоры в скрипичных футлярах. «Эти топоры, — сказал ведущий, — означают виртуозное владение корабелов своим мастерством».

«Корабелы» выступали с ответным словом, и каждый спешил уверить собравшихся, что вот теперь-то у них, судостроителей, работы очень много, еле успевают справляться. Название французских кораблей «Мистраль» ни разу не было произнесено. Кто старое помянет…

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.