Прогулка. Южное шоссе

Прогулялся по Южному шоссе в районе бывшего поселка 4-го кирпичного завода. Получил много впечатлений.

DSC_8100.JPG

До войны Южное шоссе называлось Куракиной дорогой – это была самая продолжительная городская магистраль, протянувшаяся на 12 километров от Московского проспекта до проспекта Обуховской обороны. В те времена по ней проходила граница города. Все, что находилось севернее, относилось к Ленинграду, а южнее – к области. Уже после войны Куракина дорога стала Южным шоссе, а некоторые ее участки получили другие названия (в частности, отрезок рядом с Невой стал Леснозаводской улицей). Тогда же исчезла и ее демаркационная функция, граница города переехала дальше. Вот здесь есть очень интересный и подробный материал по истории магистрали. Фото оттуда.

До 1920-х годов чуть южнее дороги находилась конебойня. Перед самой войной на ее месте основали кирпичный завод, который просуществовал более шестидесяти лет переехал с Южного шоссе лишь в 2010-м. При заводе быстро вырос поселок, названный поселок 4-го кирпичного завода. Он активно застраивался уже после войны, когда завод получил много заказов на изготовление кирпича, необходимого для восстановления города. Напомню, что в те времена эта территория считалась загородной, поэтому поселок был сам по себе, а Ленинград – сам по себе. До войны в поселке стояли одни бараки и деревянные дома. Первым кирпичным зданием стала школа. Удивительно, но этот крепкий и даже в чем-то уникальный по своей архитектуре дом дожил и до наших дней. Его нынешний адрес: проспект Славы, 53. Забавно, что в нем находится Управление вневедомственной охраны.

DSC_8118.JPG

Еще одно, последнее, довоенное здание неприятного розового цвета досталось Военкомату Фрунзенского района. В 1939 году здесь размещался дом ребенка. К слову, профиль у здания сменился лишь в 1996-м году.

DSC_8121.JPG

После войны стали появляться двух- и трехэтажные дома, которые строили, как водится, немецкие военнопленные по немецким же проектам. Некоторые из них дожили и до наших дней. Вот этот имеет интересную разновысотную конструкцию. Две части здания отличаются друг от друга на пол-этажа.

DSC_8075.JPG

На маленьком балконе помещаются покрышки.

DSC_8077.JPG

Некоторые дома погибли. Этот, по некоторым данным, стоит заброшенным с конца 80-х. Это бывшее общежитие коридорного типа.

DSC_8076.JPG

DSC_8084.JPG

DSC_8087.JPG

Все, что осталось от дружбы.

DSC_8081.JPG

А вот этот дом 1949 года постройки чувствует себя неплохо. Домов такого типа в городе не очень много.

DSC_8072.JPG

Это «сталинка» 1952-го года. Из достопримечательностей – кафе «Южное».

DSC_8104.JPG

Обратите внимание на лепнину.

DSC_8105.JPG

На крыше этого дома находится башня МПВО. Дом построен уже после войны, поэтому по прямому назначению не использовалась.

DSC_8107.JPG

Наглая пристройка.

DSC_8109.JPG

Энтузиазм-табличка.

DSC_8112.JPG

В начале 60-х в поселке стали строить типовые дома. Их в этом квартале пять штук.

DSC_8117.JPG

А это печально известный «Славбург». Дом строится долго. В первом корпусе, который закончен лишь частично, живут люди. Балконы кое-где недоделаны. В сильный ветер так гремит плохо прилаженная жестяная крыша, что кажется, сатана бьет в огромный барабан.

DSC_8119.JPG

DSC_8071.JPG

Вид на Южное шоссе, еще сохраняющее загородное очарование. Справа — бывший рабочий поселок. Слева – строящийся жилой комплекс на месте бывшего кирпичного завода. Перед вами два временных пласта: наступающее и уходящее.

DSC_8098.JPG

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.