Кумир

Очень мне нравится писатель Овчинников. Как писатель. Не как мужчина. И даже не как человек.

Творчество его люблю. Но не все. Только писательское. 

Еще он картины пишет. Но это я не люблю. Это живопись. Слова вроде однокоренные, но виды искусства разные.

Овчинников не молод. Толст. У него борода. В общем, это типичный российский писатель слегка за 50. Писатель с тяжелой творческой биографией. С тяжелой судьбой. И, соответственно, тяжелым характером.

Рубашка на груди писателя Овчинникова расстегнута. Оттуда выбиваются клочки волос. Есть и седые. Овчинников склонился над столом. Он читает рассказ. Не свой. Мой.

Мой рассказ он читает нехотя.



Как-то был на его чтениях. Свои рассказы он тоже читал нехотя. Был не в форме. Пьяненький.

А сейчас роде в форме. Хотя тоже пьяненький.

Я встретил его случайно в здании союза. Ну то есть почти случайно. Я часто здесь ошиваюсь. Ищу встреч с писателями. Даю им почитать рассказы. Кто-то ведь должен их читать. Пусть это делают профессионалы.

Здание союза — это двухэтажный флигель какого-то доходного дома. Невзрачный, как вся современная литература. Пол выложен черно-белой плиткой. Похоже на больницу для душевнобольных из второго «Терминатора». И из третьего «Терминатора». На любую такую больницу из вашего воображения.

Самое плохое, что здесь обычно никого нет. Вообще никого. 

Овчинников очень не хотел читать рассказы. Но я настойчив. Кроме того, я прибег к своей постоянной тактике. Ничего серьезного. Просто сбиваю людей с ног комплиментами. Комплиментами и подарочным коньяком. 250-граммовый «ладошки» заставляют интеллигентных людей превращаться в добряков. Они делают их податливыми.

А водка почему-то вызывает агрессию.

Овчинников читает рассказы и пыхтит. Иногда хмыкает. Но не довольно хмыкает, а возмущенно. Или разочарованно.

Однажды он говорит «Да ёб твою мать!». И смотрит на меня. А я смущенно улыбаюсь.

Овчинников качает головой и продолжает чтение.

Рассказ один, и он не очень длинный. Три листочка. Понятно, что это единственное важное условие для спешащих писателей. Никто не будет читать рассказ длиной в четыре листка. Никто. Никто, кроме вас самих.

Я жду и смотрю на Овчинникова. Его нижняя губа временами подрагивает. Ничего серьезного. Но, возможно, это нервное. Я бы не рекомендовал ему пить. Не рекомендовал пить этот коньяк. Я купил его в не заслуживающим доверия магазине.

— Кхех, — говорит Овчинников, дочитав.

Я сижу напротив него и как бы собираюсь. Спина становится прямой, как струна. Яйца прижимаются к стручку. Ягодицы вкручиваются.

К критике готов.

Овчинников медленно вытирает пот со лба засаленным платком. Да, жарковато, жарковато. Видно, что он собирается с мыслями.

Изысканные формулировки — это конек писателя Овчинникова.

— Грубо говоря, — говорит он, разглядывая платок, будто пытаясь найти на нем ответы на некоторые вопросы, — грубо говоря этот рассказ нуждается в очень серьезной редактуре.

Я ерзаю. Странный ответ. Обычно мне говорят другое.

— Что? — спрашиваю я, — что значит «редактуре»?

Овчинников снова вытирает лоб.

— В этом как будто даже что-то есть. Какая-то сырая сила. Что-то трудновыразимое. Но это сложно откопать под…

Он смотрит на потолок.

— Под?

— Под слоями гнуса и силоса. Да я бы так сказал. 

Писатель Овчинников внимательно на меня смотрит. В его взгляде как будто даже есть сожаление. 

Я медленно встаю. Табуретка скрипит по полу.

— Спасибо, — говорю я. — Это наиболее точная оценка моих рассказов. Слой гнуса и силоса.

— Не обижайтесь, — говорит Овчинников. Теперь он смотрит в окно. Но в окне ничего нет. Окно выходит на стену другого такого же флигеля. — Но дела обстоят именно таким образом.

— Я не обижаюсь. Я реально смотрю на вещи. Писатель я плохой. Но становлюсь лучше. С каждым рассказом!

Овчинников будто даже смеется.

— Вы так думаете?

— Конечно! Лет десять назад я такое писал… Ох…

— Охотно верю.

Он делает попытку встать. Получается не очень. 

Я же направляюсь к двери. 

— Недавно здесь сделали ремонт, — говорю я, — очень хорошая звукоизоляция. Город не поскупился. Изначально здесь должна была быть музыкальная школа.

Писатель Овчинников предпринимает еще одну попытку встать. И опять неудачную. Он что-то бурчит себе под нос.

Я подхожу к двери и закрываю ее на ключ.

— Ааа… — писатель Овчинников в растерянности. Я вижу, как он потеет. Пот так и льется по лицу. — Что происходит?

— Просто в коньяк я добавил немного лекарства. В ближайший час вы даже рукой пошевелить не сможете.

Писатель Овчинников пыхтит.

— Вы мой кумир. Я преклоняюсь перед вашим талантом, — говорю я. — Но все же вы  — не я. Я знаю, что вы можете писать лучше. Значительно лучше. Иногда в ваших текстах сквозит знаете что?

Овчинников испуганно смотрит на меня. Ему страшно.

— Нет, ну, конечно, не гнус. Что вы! Вы писатель другого уровня. Но иногда я вижу там халтуру. Не так ли?

— Что?

— Иногда в ваших текстах попадаются небрежности. Как будто со временем вы немного сбавили требовательность к себе. Не так ли?

— Что?

— Не так ли?

— Не знаю…

Он почти плачет.

— Не знаю… Может быть, чуть-чуть. Боже…

Он закрывает лицо руками. Да, теперь ему действительно страшно.

— Что… Что вы собираетесь… А если я закричу?

— Кричите. Звукоизоляция, как я сказал. Да и потом. Здесь почти не бывает людей.

— У меня жена, дети.

— Да. И поэтому вы должны выйти на новый уровень. Понимаете? У вас такой талант, а вы иногда позволяете себе употреблять слово «который».

— А что такого в слове «который»?

— Ну вы же понимаете… Впрочем, мы еще до этого дойдем.

Я раскрываю рюкзак. Достаю три его последних романа. Учебник по стилистике. Ножницы. Плеть. Шприцы.

Нас ждет интересное время. Теперь моя очередь.

Автор

Антон Ратников

Журналист, писатель и немного человек.