Прогулялся по территории между Лиговским проспектом, железной дорогой и Обводным каналом. Раньше отсюда начинался Московский тракт, здесь селились ямщики. Поэтому и название у этого места соответствующее: Лиговка-Ямская. Ямщики – народ не самый приятный и культурный, поэтому слава у райончика была не самая лучшая. Ямщики теперь здесь не селятся, а местечко из окраинного превратилось в самый настоящий центр, но специфическая атмосфера никуда не делась.
Улица Черняховского
Улица Черняховского – это небольшой бульвар, достаточно аккуратный и чистый, а главное – тихий, и не скажешь, что всего в ста метрах громыхает Лиговский проспект. Фасады зданий, даже построенных в девятнадцатом веке, выглядят свежо. Есть и новостройки, относительно удачные, хотя и не лишенные вычурной помпезности.
Дома здесь в основном жилые, четырех- и пятиэтажные, либо бывшие доходные, либо построенные уже по сталинским проектам, предваряющим знаменитые «хрущевки». Есть и несколько учреждений. Одно из них – НИИ Жиров и вовсе считается крупнейшим профильным на северо-западе. Впрочем, профиль у них уж больно узкий, поэтому, наверное, и проходная выглядит невзрачно, едва ли не как круглосуточный магазин.
Институт образования взрослых, построенный в сталинскую эпоху, нависает над проезжей частью, как скала. Правда, его ограда уже понемногу начинает осыпаться, истлевать. Видимо, образование взрослых сейчас не является доминантной проблемой в обществе.
Если пройти чуть дальше, в сторону Обводного канала – то можно попасть на территорию Центра реабилитации ребенка, включающего комплекс небольших построек. Здесь занимаются с больными детишками, и, судя по отзывам, делают это достаточно неплохо. Хотя снаружи некоторые корпуса выглядят диковато.
Да и игровое оборудование нуждается в обновлении (обратите внимания на надписи – по-моему это шедевры!).
Вносит свой вклад в антураж и деревянная ограда, за которой сияют купола Крествоздвиженского собора.
Чтобы пройти к главной архитектурной доминанте района, выходящей фасадом на Лиговский проспект, нужно выйти к Обводному каналу, пройти чуть вперед и повернуть направо, огибая здание психиатрической больницы. Еще пару лет назад его отреставрировали, но сейчас фасад почему-то снова осыпается, обнажая струпья. В одном из окон висит поучительная книга – в назидание.
Крестовоздвиженский собор
Крестовоздвиженский собор на самом деле – один из старейших храмов в Петербурге, его начали строить еще в тридцатые годы восемнадцатого века, а построили к 1750-м годам. Сейчас он на реконструкции. Зато в его колокольне работы уже закончились, там еще с конца девятнадцатого века устроена небольшая церковь Кирилла и Мефодия.
Отопление в ней, кстати, печное. Внутри пусть и тесно, зато уютно – и есть интересные иконы, например, с Георгием Победоносцем.
На территорию собора нельзя входить в майках и шортах. (Кстати, при входе в церковь Кирилла и Мефодия лежат чистые платки для женщин).
Собор сейчас наполовину готов (или наполовину не готов – это кому как нравится). Верх сияет свежей розовой краской, а вот низ по-прежнему выглядит не лучшим образом.
Рядом лежат стройматериалы, а на зеленый фургон приделаны камеры, видимо, чтобы не разворовали.
Надпись на двери, ведущей в подвал: «Вход только по благословению настоятеля».
На территории собора находится еще одна церковь, и в ней, кстати, идут службы.
Внутрь попасть не получилось – церковь открывается по расписанию. Зато удалось осмотреть агитационную выставку при входе и полюбоваться на бюсты императора, его жены и старшего сына, названного атаманом всех казачьих войск России (так, по крайней мере, написано под бюстом). Впрочем, удивляться этому не стоит – собор почему-то считается казачьим (ну не таксистам же его отдавать, раз ямщиков не осталось).
На стендах можно получить информацию о «Российском экономическом чуде» и узнать о судьбе императора. В конце авторы текста делают неутешительный вывод – именно после смерти Николая II Россия погрузилась в хаос. Еще один интересный стенд находится при выходе из собора. На нем развешена газета, в материалах которой авторы размышляют о вреде джинсов.
Роменская улица
Можно отправиться дальше гулять по Лиговскому проспекту, а можно свернуть на тихую Роменскую улицу (названии получила в честь города Ромны Полтавской губернии еще до революции, и оно прижилось).
Со стороны Лиговского улицу открывают два богатых купеческих доходных дома. Но мне больше запомнился дом на углу Роменской и Черняховского. Здание 1962 года постройки, но назвать его типовым язык не повернется. Здесь и необычные балкончики, и встроенные магазины и даже мансарда, где вроде бы находятся мастерские художников.
Еще одно интересное здание находится напротив типографии «Цветпринт» (Роменская, 9А) 1953 года постройки. На фасадах – типичная для сталинских домов лепнина. Сейчас в доме находится общежитие Петербурггаза и всякие газовые эксплуатационные службы. Во двор просто так не попасть. Правда, и делать там особенно нечего.
Здесь же можно увидеть странный феномен: вделанную в асфальт решетку ворот.
Пожалуй, самая интересная постройка на Роменской улице – церковь Святого Петра, которая еще совсем недавно казалась потерянной для человечества.
До революции церковь относилась к подворью Творожковского женского монастыря. Комплекс в неорусском стиле строился, как водится, на деньги купца с 1903 по 1911 год. Причем, главный предел был освящен уже после революции – в 1919 году. Но уже через двадцать лет от храма мало что осталось. Сейчас же ее активно приводят в порядок, вот и купол уже вернули на место, установили тяжеленные псевдо-исторические двери, поставили крест.
Впрочем, до былого великолепия еще далеко.
Октябрьская железная дорога
Конечный пункт прогулки – пешеходный мост над железнодорожными путями.
Ведет он не на другую сторону ж/д, что было бы логично, а лишь в служебные корпуса. То есть, по нему ходят исключительно профессиональные железнодорожники. Ну и фотографы – отсюда открывается неплохой вид на церковь и окружающие кварталы.
При желании можно спустится к бывшему паровозному депо, но паровозов там сейчас нет. Все выглядит по-индустриальному запущенно и даже охранников не видно. Остается наблюдать за закатом в одиночестве.